|
Educational resources of the Internet - Art. Образовательные ресурсы Интернета - Искусство. |
||
Серия "Великие композиторы" №1, 2006 - 16 с.
Серия "Великие композиторы" №14, 2006 - 16 с.
Во́льфганг Амаде́ус Иоа́нн Хризосто́мус Теофи́лиус Мо́царт (нем. Wolfgangus Amadeus Johannes Chrysostomus Theophilus Mozart; * 27 января 1756 в Зальцбурге; † 5 декабря 1791 в Вене), более известный как Во́льфганг Амаде́й Мо́царт — немецкий композитор, инструменталист и дирижёр.
Видный представитель Венской классической школы
композиции. Был также виртуозным скрипачом, клавесинистом, органистом,
дирижёром. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным
слухом, памятью и способностью к импровизации.
Формат: djvu / zip "Великие композиторы" № 1 (Беспокойный гений...)
Размер: 1,4 Мб
Формат: pdf / zip "Великие композиторы" № 14 (Венский период...)
Размер: 3,9 Мб
Вольфганг Амадей [дэ] Моцарт (Wolfgang
Amadeus Mozart, 1756–91) — австрийский композитор. Обладал феноменальным
музыкальным слухом и памятью. Выступал как клавесинист-виртуоз, скрипач,
органист, дирижёр, блестяще импровизировал. Занятия музыкой начал под
руководством отца — Л. Моцарта. Первые сочинения появились в 1761. С
6-летнего возраста с триумфом гастролировал в Германии, Австрии,
Франции, Великобритании, Швейцарии, Италии. В 1765 в Лондоне исполнены
его 1-е симфонии. В 1770 Моцарт некоторое время брал уроки у Дж. Б.
Мартини и был избран членом Филармонии, академии в Болонье. В 1769–81 (с
перерывами) состоял на придворной службе у архиепископа в Зальцбурге как
концертмейстер, с 1779 как органист. В 1781 переехал в Вену, где создал
оперы «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро»; выступал в концертах
(«академиях»). В 1787 в Праге Моцарт закончил оперу «Дон Жуан», тогда же
получил назначение на должность «императорского и королевского камерного
музыканта» при дворе Иосифа II. В 1788 создал 3 наиболее известные
симфонии: Es-dur, g-moll, C-dur. В 1789 и 1790 выступал с концертами в
Германии. В 1791 Моцарт написал оперу «Волшебная флейта»; работал над
реквиемом (закончен Ф. К. Зюсмайром). Моцарт был одним из первых
композиторов, избравших необеспеченную жизнь свободного художника.
Моцарт наряду с Й. Гайдном и Л. Бетховеном является представителем
венской классической школы, одним из основоположников классического
стиля в музыке, связанного с разработкой симфонизма как высшего типа
музыкального мышления, законченной системы классических инструментальных
жанров (симфония, соната, квартет), классических норм музыкального
языка, его функциональной организации. В творчестве Моцарта
универсальное значение получила идея динамичной гармонии как принципа
видения мира, способа художественного преобразования реальности.
Одновременно в нём нашли развитие качества новых для того времени
психологической правдивости и естественности. Отражение гармонической
целостности бытия, ясность, светоносность и красота сочетаются в музыке
Моцарта с глубоким драматизмом. Возвышенное и обыденное, трагическое и
комическое, величественное и грациозное, вечное и преходящее,
общечеловеческое и индивидуально-неповторимое, национально-характерное
предстают в сочинениях Моцарта в динамическом равновесии и единстве. В
центре художественного мира Моцарта — человеческая личность, которую он
раскрывает как лирик и одновременно как драматург, стремясь к
художественному воссозданию объективной сущности человеческого
характера. Драматургия Моцарта основана на раскрытии многоплановости
контрастных музыкальных образов в процессе их взаимодействия.
В музыке Моцарта органично претворён художественный опыт разных эпох,
национальных школ, традиций народного искусства. Большое воздействие
оказали на Моцарта итальянские композиторы 18 в., представители
мангеймской школы, а также старшие современники Й. Гайдн, М. Гайдн, К.
В. Глюк, И. К. и К. Ф. Э. Бахи. Моцарт ориентировался на созданную
эпохой систему типизированных музыкальных образов, жанров, выразительных
средств, подвергая их вместе с тем индивидуальному отбору и
переосмыслению.
Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью, пластической
гибкостью, кантиленностью, богатством, изобретательностью мелодии,
взаимопроникновением вокального и инструментального начал. Моцарт внёс
огромный вклад в развитие сонатной формы и сонатно-симфонического цикла.
Моцарту свойственно обострённое чувство тонально-гармонической
семантики, выразительных возможностей гармонии (использование минора,
хроматизмов, прерванных оборотов и др.). Фактура произведений Моцарта
отличается разнообразием сочетаний гомофонно-гармонического и
полифонического склада, форм их синтеза. В области инструментовки
классическая уравновешенность составов дополняется поиском различных
тембровых комбинаций, персонифицированной трактовкой тембров.
Моцарт создал свыше 600 произведений различных жанров. Важнейшая сфера
его творчества — музыкальный театр. Творчество Моцарта составило эпоху в
развитии оперы. Моцарт освоил практически все современные ему оперные
жанры. Для его зрелых опер характерны органичное единство драматической
и музыкально-симфонической закономерностей, индивидуальность
драматургических решений. Учитывая опыт Глюка, Моцарт создал свой тип
героической драмы в «Идоменее»; в «Свадьбе Фигаро» на базе оперы-буффа
пришёл к реалистической музыкальной комедии характеров. Зингшпиль Моцарт
превратил в философскую сказку-притчу, проникнутую просветительскими
идеями («Волшебная флейта»). Многоплановостью контрастов, необычным
синтезом оперно-жанровых форм отличается драматургия оперы «Дон Жуан».
Ведущие жанры инструментальной музыки Моцарта — симфонии, камерные
ансамбли, концерты. Симфонии Моцарта довенского периода близки бытовой,
развлекательной музыке того времени. В зрелые годы симфония приобретает
у Моцарта значение концепционного жанра, складывается как произведение с
индивидуализированной драматургией (симфонии D-dur, Es-dur, g-moll,
C-dur). Симфонии Моцарта — важный этап в истории мирового симфонизма.
Среди камерно-инструментальных ансамблей выделяются по значению струнные
квартеты и квинтеты, скрипичные и фортепианные сонаты. Ориентируясь на
достижения Й. Гайдна, Моцарт разработал тип камерно-инструментального
ансамбля, отличающийся утончённостью лирико-философской эмоции, развитым
гомофонно-полифоническим складом, сложностью гармонического языка.
В клавирной музыке Моцарта отражены черты нового исполнительского стиля,
связанного с переходом от клавесина к фортепиано. Сочинения для клавира,
главным образом концерты для фортепиано с оркестром, дают представление
об исполнительском искусстве самого Моцарта с присущей ему блестящей
виртуозностью и вместе с тем одухотворённостью, поэтичностью,
изяществом.
Моцарту принадлежит большое число произведений других жанров, в т. ч.
песен, арий, бытовой музыки для оркестра и ансамблей. Из поздних
образцов наиболее известна «Маленькая ночная серенада» (1787). Хоровая
музыка Моцарта включает мессы, литании, вечерни, оффертории, мотеты,
кантаты, оратории и др.; среди выдающихся сочинений: мотет «Ave verum
corpus», реквием.
Сочинения: Оперы — Митридат, царь понтийский (1770), Луций Сулла (1772,
обе — Милан), Мнимая садовница (1775), Идоменей (1781, обе — Мюнхен),
Похищение из сераля (1782), Свадьба Фигаро (1786, обе — Вена), Дон Жуан
(1787, Прага), Так поступают все (1790, Вена), Милосердие Тита (1791,
Прага), Волшебная флейта (1791, Вена) и др.; балетная музыка; оратории и
кантаты; мессы; реквием (не окончен); для оркестра — симфонии, в т. ч.
D-dur (Haffner, 1782), C-dur (Linzer, 1783), D-dur (Prager, 1786),
Es-dur (1788), g-moll (1788), C-dur (1788); серенады, дивертисменты,
кассации; концерты для инструментов с оркестром — около 30 для
фортепиано (d-moll, 1785; A-dur, c-moll, 1786; B-dur, 1791, и др.), для
скрипки (5), для кларнета (A-dur, 1791), для валторны (4);
камерно-инструментальные ансамбли — 6 струнных квинтетов (в т. ч. g-moll,
1787), свыше 20 струнных квартетов (в т. ч. 6 квартетов, посвящённых Й.
Гайдну, 1782–85, и др.), трио; церковные сонаты, духовые дивертисменты;
для фортепиано и скрипки — сонаты (свыше 30), вариации; для фортепиано —
сонаты (19 — в 2 руки, 5 — в 4 руки), вариации, менуэты, рондо,
фантазии; хоры; песни, арии и вокальные ансамбли; вокальные каноны и др.
О том, как читать книги в форматах pdf, djvu - см. раздел "Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др."
.
|
||
|