|
Educational resources of the Internet - Art. Образовательные ресурсы Интернета - Искусство. |
||
М.: Директ-Медиа, 2010. — 48 с. (Сер. "Великие художники. №30")
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) - основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Художник прославился своими жаровыми, лирическими и монументально-эпическими полотнами на темы русской истории, народных былин и сказок. Выступал также как театральный художник и живописец-монументалист.
Творческая биография Васнецова отчетливо делится на два больших периода. В первом он следует принципам передвижнического социально-критического жанра. Среди героев картин - петербургская беднота, например, чета обнищавших стариков, меняющая жилище («С квартиры на квартиру»). Добродушного юмора полна картина «Преферанс», иронизирующая над унынием мещанской жизни. Подъём общественного интереса к национальным древностям в последние десятилетия XIX века приводит к решительным сдвигам в творчестве художника. Обращаясь к темам фольклорной мифологии, он радикально реформирует русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, воспроизведенные с археологической достоверностью, с волнующей атмосферой легенды. Среди его популярных полотен этого периода - картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» (по мотивам «Слова о полку Игореве»), «Аленушка», «Царь Иван Васильевич Грозный». Наибольшую известность получила картина «Три богатыря» с фигурами конных витязей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, охраняющих границы Отечества. На смену ранним психологическим новеллам приходит монументальный эпос. Ряд произведений («Три царевны подземного царства») уже несёт в себе все характерные черты декоративной картины-панно стиля модерн, основанной на поэтике символизма, которая размывает границы между сказочной фантастикой и реальностью. У русских и зарубежных ценителей (в частности, у А. А. Блока и Р. М. Рильке ) творчество нового, «эпического» Васнецова находит горячий отклик как выражение «нового русского стиля». Васнецов проявил себя также как большой мастер декоративной живописи. Самым крупным его свершением в области монументального искусства явились росписи киевского Владимирского собора. Стремясь по возможности обновить византийские каноны, художник вносит в религиозные образы лирическое, личностное начало, обрамляет их фольклорным орнаментом. Поздний период творчества художника исполнен мрачных переживаний. Ужасы революционного террора начала века толкают его в лагерь правых экстремистов национал-шовинистического толка. Полны сложного аллегорического подтекста картины «Царевна-Лягушка» и «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем». Общественность воспринимала их как выражение тревожных раздумий мастера по поводу назревавшей и свершившейся социальной катастрофы. После революции он не принимает активного участия в художественной жизни, но продолжает работать, создав, в частности, ряд значительных портретов, в том числе неоконченный портрет художника М. В. Нестерова.
Формат: djvu
Размер: 11,7 Мб
Скачать: yandex.disk
О том, как читать книги в форматах pdf, djvu - см. раздел "Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др."
.
|
||
|